Интервью на радиостанции "Эхо Москвы"

31.08.2003, [13:15-14:00]
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Тигран Кеосаян –
кинорежиссер, клипмейкер.
Эфир ведут Ксения Ларина, Вита Рамм.

К. ЛАРИНА – Веселый человек у нас сегодня в гостях, судя по всему.
Вита, здравствуй.
В. РАММ – Добрый день.
К. ЛАРИНА – В гостях у нас сегодня Тигран Кеосаян.
Т. КЕОСАЯН – Здравствуйте.
К. ЛАРИНА – Красивый мужчина.
Т. КЕОСАЯН – Это есть.
К. ЛАРИНА – Режиссер, актер, наверное, тоже.
В. РАММ – Чуть-чуть есть.
Т. КЕОСАЯН – Режиссер и продюсер максимум.
К. ЛАРИНА – Нет, чуть-чуть артист, я видела, я видела, как артистом
был.
В. РАММ – Да, в "Главных ролях", был такой сериал, оператора играл.
Т. КЕОСАЯН – Умолчим об этом.
К. ЛАРИНА – Хорошо сыграл очень, обаятельно, красиво.
Т. КЕОСАЯН – Почему такая саркастическая улыбка?
К. ЛАРИНА – Правда, хорошо.
Т. КЕОСАЯН – Слушатели этого не видят, а я это вижу.
В. РАММ – Мы кокетничаем перед красивым мужчиной.
Т. КЕОСАЯН – Хорошо.
К. ЛАРИНА – Все ждали, ждали, девочки, скажу по секрету, девчонки
все влюблены, мне сегодня с утра – Ксюша, а правда будет Тигран
Кеосаян сегодня у нас?
Т. КЕОСАЯН – Где? Девчонки на "Эхо Москвы"?
К. ЛАРИНА – Вот там девчонки сидят, которые вас встречали.
Т. КЕОСАЯН – Господи боже мой.
К. ЛАРИНА – Да-да-да.
В. РАММ – Тигран, тут есть такая особенность, ценить, я подскажу,
почему нужно ценить эту влюбленность, потому что у нас мало кто
знает режиссеров в лицо, в основном актеров, а тебя знают как
режиссера, и в лицо знают.
Т. КЕОСАЯН – Это раньше так было. Вот во времена батюшки, царствие ему небесное, их правда, режиссеров, никто не знал в лицо, а сейчас с развитием телевидения и разного рода светских программ, будь они не ладны, все время кого-то показывают, даже иногда тех, кого и
показывать-то не надо, как меня, например.
К. ЛАРИНА – Ну что, "титры" даем.
В. РАММ – Да, даем "титры", после правок Тиграна. Тигран Кеосаян
родился 4 января 1966 года, в Москве, в семье кинематографистов.
Отец – кинорежиссер Эдмонд Кеосаян, мама – актриса Лаура Геворкян. С кинематографом связана и деятельность брата, Давид – продюсер
фильмов брата, Тиграна Кеосаяна, и сериалов "Марш Турецкого",
"Мужская работа", "Главные роли". Кинорежиссуре Тигран Кеосаян
учился во ВГИКе, в мастерской Игоря Таланкина, а после армии – Юрия
Озерова. Начало режиссерской деятельности Тиграна совпало с новыми
временами, с появлением в России музыкальных видеоклипов. Работал со многими исполнителями российской эстрады, потому знает о шоу-бизнесе не понаслышке. Часть этих знаний воплотил в популярной ленте "Ландыш серебристый", фильм стал лауреатов фестиваля "Окно в Европу" в 2001 году. До этого были "Катька и Шиз" (1992), "Дела смешные, дела семейные" (1996), "Бедная Саша" стала лауреатом "ТЭФИ" в 1998 году как лучший фильм, специальным призом на "Кинотавре" в 2001 году был награжден фильм "Президент и его внучка", в 2001-2002 году снял телевизионный многосерийный фильм "Мужская работа" и "Мужская работа-2". Тигран Кеосаян успевает не только снимать фильмы, но и ставить спектакли в театре. В марте 2000 года он дебютировал как театральный режиссер с постановкой пьесы Ганны Слуцки "Новый" на сцене "Театра на Таганке". В этом году есть шанс узнать Тиграна Кеосаяна еще в новом качестве. Он является режиссером и сопродюсером мюзикла "12 стульев". Кеосаян руководит собственной киностудией и иногда снимается в кино, например, сыграл одну из главных ролей, оператора Никиту Бакрадзе в телесериале "Главные роли". Жена Алена Хмельницкая снималась в "Сердца трех", "Ландыш серебристый" "Президент и его внучка", в сериалах "Мужская работа", "Марш Турецкого", "Русские амазонки", "Ундина". Дочь Саша.
Т. КЕОСАЯН – Не снималась.
В. РАММ – Пара цитат о Тигране Кеосаяне. Певец Леонид Агутин: "Он
человек с большим, легко ранимым сердцем и умеет плакать
по-настоящему". Федор Бондарчук: "Он человек жесткий, и это радует".
Т. КЕОСАЯН – Теперь буду знать, что говорят.
К. ЛАРИНА – Какая богатая биография. А сколько информационных
поводов для встречи с Тиграном Кеосаяном. Я хочу сразу задать вопрос
от наших слушателей, которые присылают вопросы. Лариса спрашивает:
"Вы приняли участие в жюри конкурса. Скажите, пожалуйста, была ли
это интересная работа и почему вы согласились?" Имеется в виду,
наверное, "Народный артист".
Т. КЕОСАЯН – Он продолжается, потому что там потом пойдут прямые
эфиры, 5-го стартует по телевидению то, чем мы занимались летом, с
Ларисой Долиной, Женей Фридляндом и с Антоном Комоловым, мы ездили, выбирали.
К. ЛАРИНА – Но есть из чего выбирать?
Т. КЕОСАЯН – Да, есть, конечно, но это время покажет, потом не нам
судить, вот на этом этапе мы уже отсудили, дальше мы будем иметь
совещательный голос, а решать обо всем и про все будут зрители.
К. ЛАРИНА – Что поют обычно люди сейчас?
Т. КЕОСАЯН – 1999 раз я услышал песню "Озеро надежды", "Черный кот" был прослушан мною 2041 раз, ну и так далее. Там катастрофа,
конечно…
К. ЛАРИНА – С репертуаром.
Т. КЕОСАЯН – Я сейчас именно из-за "12 стульев" очень хорошо подсел, я всегда, мюзикл "12 стульев" только из-за этого, одна из главных причин движущих была, мне всегда нравилась 50-60-х, 40-х годов музыка, наша, российская, советская назовем, это будет корректнее, Утесов и так далее. Я все думал, ну кто же из них запоет-то,
наконец, вот это вот. Да, или Марайя Кэри. Лариса очень хорошо
сказала, что у нас такая всеобщая "марайякэризация" страны произошла
в умах 18-19-летних.
В. РАММ – А разве можно повторить этот сложный…
Т. КЕОСАЯН – Да вы понимаете, и Утесова нельзя повторить, но вопрос в том, на чем мы воспитываемся и воспитываем. Это избитая тема, наверное, не здесь и не в воскресенье говорить о том, что у нас были Крокодил Гена и Чебурашка, а сейчас Чип и Дейл, Батхед…
К. ЛАРИНА – Покемоны.
В. РАММ – Симпсоны.
Т. КЕОСАЯН – Это все хорошо, и они должны быть. Просто вопрос
заключается в том, что свое-то забывать не надо.
К. ЛАРИНА – А сколько дочке лет?
Т. КЕОСАЯН – 9 будет 21 сентября.
К. ЛАРИНА – Я помню. Кстати, мы с вами встречались, может быть…
Т. КЕОСАЯН – Встречались точно.
К. ЛАРИНА – Ваша дочка ходила в Дом актера, мой сын тоже туда ходил. Поэтому я хочу спросить, а что сейчас дочка-то слушает, что смотрит, вы как-то регулируете этот процесс?
Т. КЕОСАЯН – Нельзя регулировать волево, волюнтаристски. Ведь
человек читает книги и слушает музыку ту, которая есть в доме.
К. ЛАРИНА – Да.
Т. КЕОСАЯН – С детства. Лучшим воспитанием является собственный
пример. Что ты слушаешь, что слушает Алена, что мы слушаем, что мы
читаем. Меня безумно, тьфу-тьфу-тьфу, вот стучу, безумно радует то,
что она очень читающий человек, правда. Меня не пугает то, что она
может испортить глаза, честно. Слушает нормальную, хорошую музыку.
Она воспринимает MTV, она воспринимает прекрасно. Как у Райкина было – как можно избежать влияния улицы, если вокруг одни улицы.
Абсолютно то же самое. Как можно избежать влияния того или иного… Но главное, чтобы был тот критерий, на котором, как мне кажется,
правильный ориентир.
К. ЛАРИНА – А Гарри Поттер как прошел?
Т. КЕОСАЯН – Прекрасно. Она прочитала, она посмотрела фильмы, и
пусть, это все должны, наверное, читать, если это модно, если это
известно.
В. РАММ – Хотя бы чтобы не отстать от своих ровесников.
Т. КЕОСАЯН – У нас была "Лысая гора", ведьмакские эти истории, в
наше время было, тоже читали. Это нормально, главное, чтобы потом ты открывал "Маленького принца", или до него открыл бы "Маленького
принца". Если, например, когда был этот поток Незнанского,
тиражирование Незнанского и Тополя, ну уже Тополя не было, после
"Ярмарки в Сокольниках", замечательных вещей, "Журналист для
Брежнева", пошли вот эти разные фамилии, под одной фамилией писать. Я их читал, эти книжки, я их глотал, но слушайте, я в свое время, как и мы все, прочитал, наверное, энное количество базовых
произведений, которые позволяют отделять зерна от плевел. Вот и все.
В. РАММ – Программа называется "Народный артист".
К. ЛАРИНА – Вита очень переживает из-за девальвации этого звания.
В. РАММ – Конечно.
К. ЛАРИНА – Это надо заслужить.
В. РАММ – У нас все-таки восприятие, народный артист – это Гурченко, это Тихонов, а тут…
Т. КЕОСАЯН – Я понимаю, я понял вопрос. Девальвация идет, и она
началась не с названия передачи "Народный артист", а с получения
звания народного артиста многих и многих известных персонажей. Так
что обвинять людей, которые перевели английский, моих друзей,
кстати, товарищей, Сережу Кордо или Таню Дмитракову, я не знаю, кто
принимал это решение, людей на втором канале, безумно
профессиональных людей, Pop Idol, как это звучит в оригинале…
В. РАММ – Народный идол, популярный идол. Это по-русски не звучит.
Т. КЕОСАЯН – Да, но народный артист, по смыслу правильно, народ
выбирает, люди выбирают и голосуют за того или иного артиста. Ваш
вопрос – это другая уже вещь, это другая сфера, и я с вами полностью
согласен, девальвировалось. Потому что в моем понимании народный
артист – это Смоктуновский, это Чурикова, это Борисов, царствие
небесное, Евгений Павлович Леонов, Джигарханян… Это можно
продолжать. К счастью, у нас с этим богато было, и есть надежда, что
есть.
К. ЛАРИНА – Надо было назвать "Заслуженный артист".
Т. КЕОСАЯН – Застуженный артист России.
В. РАММ – Тигран, а вот эта вся общественная деятельность, нагрузка
не мешают творческим замыслам? Что сейчас?
Т. КЕОСАЯН – А где вы нашли общественную деятельность? Сейчас
атавизм прозвучат какой-то. В месткоме не замечен.
В. РАММ – Участие в жюри, ездили по России и прочее, может, для себя что-то присмотрели для будущего?
Т. КЕОСАЯН – Смотрите, ведь это просто очень, это правда совпадение. После того, как я отсмотрел и отслушал 2500 человек на кастинге "12 стульев", ровно через неделю мне предложили быть членом жюри вот в такого рода проекта, в "Народном артисте". Исходя из того, что я прошел этот кастинг "12 стульев" и я увидел, что есть люди, ребята-то есть, и это было только в Москве, из 2500 все-таки выбрали 39 человек, это очень много. Почему нет? Во-первых, это интересно. Во-вторых, как мне казалось, это применение того знания, которым я уже обладал. Ну и, конечно, тщеславие, наверное, ну а что тут кокетничать. Наверное, это было приятно, что высокие профессионалы предложили мне, я ценю, конечно.
К. ЛАРИНА – А надо в музыке разбираться при этом или не обязательно?
Т. КЕОСАЯН – Это вопрос искусства, вот все споры об искусстве, они
все носят очень далекий от каких-либо критериев характер. Потому что
это субъективно, и 4-летний мальчик, или вы, или я, мы имеем
абсолютные разные точки зрения, хороший фильм или плохой фильм. И я вам буду доказывать, что это хороший фильм, это Бунюэль… Катарсис… Не убедить никогда. То же самое музыка. Кому-то нравится такая, такая, и он прав, каждый отдельно взятый человек.
К. ЛАРИНА – Мы сейчас сделаем паузу на новости, потом продолжим нашу передачу "25-й кадр", ответим на ваши вопросы и еще подарки вам
сделаем.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Вот мне сейчас принесли вопросы из Интернета, которые
пришли к нашему гостю. Тигран, из Москвы вас спрашивает Сергей: "Вы как-то присутствовали на "Кулинарном поединке" вместе с Сашей Цекало и готовили блюдо под названием яичница с помидорами. Вы дома такой же гурман и как вообще относитесь к готовке? Когда вы готовили на НТВ эту яичницу, скажу честно, текли слюнки, так как очень люблю зеленый острый перец. Большой вам спасибо", – пишет вам Сергей.
Т. КЕОСАЯН – Нет, ну что такое гурман, на "Кулинарном поединке" я не скрывал, что я умею готовить яичницу с помидорами и яичницу с
помидорами. Но это не яичница с помидорами, это совсем другое блюдо, в чем убедились посетители этой передачи.
К. ЛАРИНА – И еще один вопрос по Интернету от Армена Каспарова из
Москвы: "Вы в последнее время в основном занимаетесь созданием
фильмов, но вы также известны как из тройки известных клипмейкеров – Хлебородов, Бондарчук и вы. Как у вас сейчас в этой области и какие
из последних работ мы сможем увидеть?"
Т. КЕОСАЯН – Никаких вы сейчас работ не увидите, потому что не
снимаю это лет шесть уже.
К. ЛАРИНА – А почему? Не интересно?
Т. КЕОСАЯН – Это не интересно стало. Это не интересно стало не
потому, что я такой весь высоколобый, такой стал весь важный, такой
на вершине сижу, упаси господь, нет, просто задачи другие. Я
благодарен безумно тем исполнителям, которые мне дали возможность в смутное время для кино, когда было совершенно не интересно снимать кино, кстати, за свои деньги претворять мне свои идеи, они за свои деньги, а я свои идеи претворял. Поэтому получались "Скрипка-лиса" Игоря Саруханова…
В. РАММ – Сейчас скажет ответ, не надо.
К. ЛАРИНА – Не перечисляйте. Потому что Вита приготовила вопрос для наших слушателей, как раз связанный с вашей клипмейкерской
деятельностью.
Т. КЕОСАЯН – О, извините.
К. ЛАРИНА – Назовите известный клип, который сняли Тигран Кеосаян и Федор Бондарчук в начале 90-х? Вот так общо. Ответят?
В. РАММ – Я думаю, да.
Т. КЕОСАЯН – Чтоб мы больше не снимали вместе ни одного клипа.
В. РАММ – Я могу сказать, что этот видеоклип стал принципиальным, по крайней мере для новой России, для нового российского телевидения, потому что там очень много появилось совершенно других лиц, которых мы привыкли смотреть по телевизору.
Т. КЕОСАЯН – Да чего уж там, просто дореволюционный клип.
К. ЛАРИНА – Пожалуйста, назовите этот клип, эту песенку, на пейджер
пришлите, 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Получаете вы фильм
"Президент и его внучка", режиссер Тигран Кеосаян, а также книгу
Сергея Капкова "Короли комедии". Вопросы приходят на наш пейджер,
просят вас высказаться по поводу российских сериалов сегодняшних,
ваше отношение к этому новому старому жанру.
Т. КЕОСАЯН – Нормальное у меня отношение. Если люди смотрят, если зрителю это нужно, значит, это нужно производить. Следующий вопрос – это вопрос совести художника и соотношения его совести к сумме денег, которые может затратить канал или производитель на отдельно взятый сериал, я так очень сложно это сказал, но все досужие
разговоры о том, ну вот "Горец", сериал, "Скорая помощь"… Я не буду
расстраивать ни зрителей, никого бюджетами этих сериалов, каждой
серии. У нас пока что рынок не до такой степени развит, чтобы
каналы, хотя каналы придерживают искусственно, конечно, цены…
В. РАММ – Говорят, 300 тысяч, уже 500 тысяч серия одна.
Т. КЕОСАЯН – Где?
В. РАММ – Ну например, "Идиот" уже стоил 300 тысяч, говорят.
Т. КЕОСАЯН – Нет, неправда. Говорят… Это как фильм моего папы
"Мужчины" – говорят, он подвозил маршала Баграмяна на пыльных
дорогах войны. Говорят… Ну район примерно тот, может, тысяч на 100
ошиблись те, кто говорят. Район тот, но это бюджетные сериалы, равно
как и "Бригада". И "Бригада", и "Идиот" Бортко – это бюджетные
сериалы. Ни один коммерческий канал себе не может позволить такого
рода сериал, за такие деньги, потому что рекламное время стоит… все
взаимосвязано. Хотя реально сериал уже может канал позволить себе и
за 150 тысяч серию, любой коммерческий канал, у которого хорошо
обстоят дела с рекламой, таких у нас 4 канала.
К. ЛАРИНА – Принесли чай.
Т. КЕОСАЯН – Принесли мне чай, спасибо большое.
К. ЛАРИНА – Да как принесли.
Т. КЕОСАЯН – Краснодарский?
К. ЛАРИНА – "Что, по-вашему, такое русский мюзикл и чем он
отличается от западного?" – спрашивает Татьяна.
Т. КЕОСАЯН – Это, кстати, очень интересный вопрос, потому что вот
уже полтора года я занят исключительно мюзиклом "12 стульев", я был
категорически… причем истоки этого понимания ведут еще в 93 год,
когда Борис Зосимов открыл MTV в России, один клип… ой, ну не важно. Он показывал, там надо было выбрать из русских клипов, музыкальных видео вернее, лучший для отправки туда, на всеевропейский конкурс. Боря показывал мне огромное количество мешков с письмами, которые присылались, тогда еще была культура писем – огромное вам спасибо за то, что вы показываете. И я тогда подумал, люди, а ведь мы все пародировали и немножко пытались сделать по-западному. Я вывел для себя формулу: наш зритель хочет, чтобы было про нас, но сделано, как у них. Менталитета никуда не денешь. Даже если нынешняя молодежь не читает тех авторов, Достоевского, Толстого, Чехова, что такое "Ионыч", думают, что это физическое явление, генетически, от бабушек и дедушек, наше общество было тоталитарное и закрытое, и кроме как читать книги, и один из критериев благосостояния семьи был, есть у тебя Ахматова или нет у тебя Ахматовой, не важно было, кстати, какая это семья, инженеры, академики или рабочие. Ну вот такие критерии были, румынская "Горка", Ахматова… Поэтому это осталось. И нам скучно смотреть просто зрелище, мне так кажется, нам нужно еще почитать между строк, нам надо немножко поплакать.
К. ЛАРИНА – Да, никакой пиротехникой нас не возьмешь.
Т. КЕОСАЯН – Конечно. Нам надо расхохотаться. И именно поэтому, еще когда вот приходили… ведь мюзикл себя немножко скомпрометировал в нашей стране. Я не говорю об ужасе, который произошел с "Норд-Остом", это ужас, это ЧП, это форс-мажор. Но ведь "Норд-Ост" выдержал 411 постоянных, подряд, представлений.
К. ЛАРИНА – Это много?
Т. КЕОСАЯН – Это очень много, это невероятно много.
В. РАММ – Это на нашей литературе, это затрагивало нас.
Т. КЕОСАЯН – Вот. У меня есть масса, огромное количество рекламаций к мюзиклу "Норд-Ост", касаемых режиссуры, актерской игры, музыки и так далее. Но это наше.
В. РАММ – Искренне наше.
Т. КЕОСАЯН – Искренне наше и западные технологии. Когда у нас
привозились мюзиклы, которые недавно закрылись, мне это было ясно до того. Например, мюзикл "Чикаго" я обожаю, фильм просто люблю, музыка замечательная, все-таки "Кабаре"…
В. РАММ – И диагонали Боба Фосса.
Т. КЕОСАЯН – Все замечательно. Ну не любят у нас, не интересно,
просто не интересно. А джаз не любят до такой степени, что,
понимаете… Каждодневный показ Большой театр не выдержит "Аиды"
Верди, каждодневный показ, каждодневный показ "Левши", я не знаю,
или "Лебединого озера", может, и выдержит. Вы понимаете, вот
некорректное сравнение…
В. РАММ – Я понимаю, потому что еще когда "42-я улица" была…
Т. КЕОСАЯН – Там просто на английском языке зачем-то это делали.
В. РАММ – Смотреть, слушать через перевод.
Т. КЕОСАЯН – Мнение, я не думаю, что в моем присутствии, как бы это мои коллеги. Это было стратегической, на мой взгляд, ошибкой, но они прошли уже какой-то путь, а мы собираемся 7 ноября в Московском
Дворце молодежи стартовать и идти, как я надеюсь, в большой и
светлый путь.
К. ЛАРИНА – Ты говоришь, что он делает во Дворце молодежи? Когда
Тигран опаздывал. Что он делает в Дворце молодежи? Он там живет
сейчас.
В. РАММ – Я думала, в кино пошел.
Т. КЕОСАЯН – Сюжет "12 стульев", замечательный сюжет.
К. ЛАРИНА – А кто сценарий писал, либретто?
Т. КЕОСАЯН – Вот мы и писали.
К. ЛАРИНА – Там диалоги существуют, кроме песен?
Т. КЕОСАЯН – Обязательно, невозможно от этого уйти, диалоги на
музыке, иногда в пустоте.
В. РАММ – А музыку кто?
Т. КЕОСАЯН – Игорь Зубков, стихи написал Саша Вулых.
К. ЛАРИНА – Игорь Зубков – сын того Зубкова, который написал
Будулая.
Т. КЕОСАЯН – Музыку для "Цыгана", да.
К. ЛАРИНА – "Дорогу".
Т. КЕОСАЯН – Правда, замечательная музыка, замечательные стихи,
удивительные для меня и сейчас, потому что я удивляюсь, что этот
материал у нас в руках оказался. Я должен сказать, что для
ортодоксальных читателей "12 стульев" там будет очень много
новостей. Потому что при прочтении этой великой книги, вот я лично
понял одну вещь – что "12 стульев" написали два великих
фельетониста, а "Золотой теленок" написали два великих писателя.
В. РАММ – Согласна.
Т. КЕОСАЯН – Это абсолютно, диаметрально разные…
К. ЛАРИНА – Тигран, а куда девать текст потрясающий авторский? Я
себе не представляю, как можно "12 стульев" сделать без этого
авторского текста, в чем весь смысл.
В. РАММ – Пропеть, протанцевать.
Т. КЕОСАЯН – Вы понимаете, ведь сцена, она, на мой взгляд, другие
задачи несет. Литература – это чтение.
К. ЛАРИНА – Согласитесь, у нас было 2 экранизации, или даже 3, никто этого не избежал, никто не смог обойтись без этого авторского текста закадрового.
Т. КЕОСАЯН – А зачем же обходиться без этого текста? Речь-то идет о
другом. Ведь все 3 экранизации, ну 2 экранизации, "Золотой теленок"
Швейцера – это другое уже.
К. ЛАРИНА – Нет, я еще вспомнила, что делал Сергей Крылов, Пичул,
по-моему, снимал "Мечты идиота".
Т. КЕОСАЯН – Это тоже "Золотой теленок". А захаровская версия и
гайдаевская версия, двух замечательных, великих можно сказать даже,
режиссеров, она, в общем-то, новым взглядом на вещь-то не грешила,
это было абсолютное прочтение книги. Это как "Евангелие от Матфея",
которое было снято Дзеффирелли, это практически ты шел страница за
страницей по Евангелию. И здесь ты, в принципе, шел по книге. Вот я
для себя это называю, нормальное, ортодоксальное прочтение книги. У
нас немножко другое. Вы понимаете, все эти фильмы, равно как и книга
была написана в советское время, и сняты они были в советское время.
Госзаказ, которым руководствовались Ильф и Петров в 27-28 годах,
немножко отличается от нынешнего, 2003 год, 21 век, взгляда,
например, на нэпманов, вернее на аристократию, в лице Ипполита
Матвеевича Воробьянинова, или дворянства, и священнослужителей. Там все очень просто, там надо было издеваться. Смешно, виртуозно,
замечательно. Ведь главная ценность "12 стульев" для меня – это
появление героя под именем и фамилией Остап Бендер. Это было в
"Славянской", Саша сказал, давай делать "12 стульев"…
К. ЛАРИНА – Саша Цекало.
Т. КЕОСАЯН – Да. Я сказал, конечно. Ровно через неделю, когда мы
начали конкретно читать книгу, мы просто сели на пятую точку, потому
что, елки-палки, а как? Любви нет, этого нет. И появился самый
главный, ведь весь вопрос, какой конфликт, этот конфликт не трогали
ни Захаров, ни Гайдай, им и нельзя было, наверное, это трогать, а
может, не находили это интересным. Страна живет в мажоре, Бендер
живет в миноре. Вот эта формулировка, она абсолютно замечательно для меня выражает то, почему я вообще занялся этим делом.
К. ЛАРИНА – Смысл этого спектакля.
Т. КЕОСАЯН – Смысл этого спектакля. Это веселый, танцы, но это такой некий Вечный жид, это библейский герой имеется в виду, который родился не там, ходит, страдает, мучается. Это другой образ. Это ближе к Юрскому.
К. ЛАРИНА – Интеллектуал.
Т. КЕОСАЯН – Да, это философ. Не просто карманник и биндюжник, но и философ.
В. РАММ – Тигран, а все-таки что с кино? Кино будет?
Т. КЕОСАЯН – Будет, конечно.
В. РАММ – Над чем работаете? А почему нет Алены? Вы говорили, Алена снимается. Почему не у вас?
Т. КЕОСАЯН – Алена сейчас снимается. В аэропорту Мячково, в "Русских амазонках-2". В общем-то, это компания "2В", я к ней имею какое-то отношение. Нет, будет, конечно. Понимаете, я критерием жизни, съемочной работы, творческой – это очень сильное слово, поэтому я не люблю его использовать в контексте себя, я не люблю сидеть на одном месте, на унавоженном таком, оно такое привычное, ты уже знаешь все. Если проследить то, чем я занимался, то я как бы сам скакал с места на место. Потому что вот были две картины, клипы музыкальные видео, потом "ситком", сериал смешной, я не перевод не знаю, как "ситком" перевести на русский, потом был "Бедная Саша", еще одно рождественское кино "Президент и его внучка", потом резко соскочил и начал ставить спектакль в театре, т.е. зона, там, где ты начинаешь мандражировать. Должно быть ощущение провала.
К. ЛАРИНА – Риска.
Т. КЕОСАЯН – Иначе скучно. Иначе, ну что, ночью меня разбуди, я
сниму еще одну рождественскую картину, вероятно, я думаю.
К. ЛАРИНА – Ну и снимите.
Т. КЕОСАЯН – Сниму когда-нибудь. Когда будет это интересно. Потом
"Мужская работа". Теперь вот мюзикл. Ты себя проверяешь, это
правильно.
К. ЛАРИНА – Хороший вопрос пришел на пейджер, мой любимый вопрос, я тоже люблю его задавать.
Т. КЕОСАЯН – Ваши творческие планы?
К. ЛАРИНА – Нет-нет. "Как профессионал, объясните, пожалуйста,
почему при страшном тоталитаризме рождались чудесные фильмы, книги и песни? Куда все это исчезло при долгожданной свободе?" – спрашивает Елена.
В. РАММ – Можно я, предваряя этот ответ, скажу, что когда я вела
пресс-конференцию по "Президент и его внучка", я даже записала и
сегодня специально выписала из своих записей фразу Тиграна, которая
меня просто поразила, я процитирую: "Прощание с бардачным дедушкиным временем, сказка закончилась, настала пора деловитости, подтянутости и жестокости".
Т. КЕОСАЯН – Скажи, когда это было сказано.
В. РАММ – Это после "Президент и его внучка".
Т. КЕОСАЯН – Год какой?
В. РАММ – И я помню, как остолбенели все журналисты, потому что не
знали, что дальше делать. Потому что человек, который резко своим
фильмом, отрицает… все восприняли это как рождественскую сказку, а
он, например, считал, что фильм должен выявить другие мысли.
Т. КЕОСАЯН – Одно лирическое отступление. Очень многие на меня
набросились за финал, где президент сдает бутылки. Если кто видел,
он это помнит.
В. РАММ – Да, и пьет вместе с рабочими пиво.
Т. КЕОСАЯН – Вероятно, это моя ошибка. В чем она заключается? В том, что я недостаточно выпукло рассказал. Для меня это не смешной финал, для меня это очень грустный финал, и я его выдумывал, этот грустный финал, потому что это неправильно, когда президент, чтобы
понравиться своему электорату или людям, которыми он руководит,
должен подойти к ларьку, сдать бутылки – утрирую, но это искусство,
извините, это кино – и выпить с ними "ерша". Это такое бардачное,
доброе, я повторяю эти слова, абсолютно подписываюсь под тем, что
сказал в 2000 году, бардачное время, с которым надо было тогда
попрощаться. Я тогда еще одну фразу сказал: мы еще будем с таким
умилением вспоминать это время. Ну и скажите, я в чем-то ошибся?
К. ЛАРИНА – Это правда.
Т. КЕОСАЯН – Я в чем-то разве ошибся?
В. РАММ – Нет.
Т. КЕОСАЯН – Вот и все. Касаемо качества того, что было тогда, и что
сейчас. Только что мы об этом говорили, режиссер, любой художник,
должен работать по сопротивлению, это суть… не то, что человеку
должны ставить препоны, и он должен работать вопреки, но вот легкий
элемент противотанковых рвов и ежиков…
В. РАММ – А сейчас продюсеры это делают со своими финансами.
Т. КЕОСАЯН – Нет, это другое. Сейчас есть несколько причин, почему,
на мой взгляд, развалена школа, развалены те педагогические кадры,
которые воспитывали. Я это знаю, потому что я приезжаю во ВГИК, я
помню другое, и я помню, что помнил папа. Ромм, Козинцев, Трауберг,
Дзиган, ряд имен совершенно другой. Страна абсолютно… и наверное, в этой студии очень часто говорилось, страна абсолютно была не готова. Вспомните этот истерический, или исторически-истерический съезд пятый кинематографистов. Ну разрушили всех, всех уничтожили, а что получилось-то? Ростоцкий, Бондарчук, Кеосаян, их всех как бы там…
К. ЛАРИНА – Размазали.
Т. КЕОСАЯН – Хорошо. Тогда покажите, что получилось? Кроме 20-летней давности фильм замечательный "Комиссар" Аскольдова ничего ж не вытащили с полок. Может, я что-то забыл, напомните.
В. РАММ – "Тема" Панфилова.
Т. КЕОСАЯН – А с какой же это полки-то? Нет. А потом у Панфилова,
если уж исходить из того… существуют сравнительные анализы… это
субъективно, мы говорили об этом, что каждый будет спорить. Тогда
была индустрия. Вот те же лица… А как же быть не тем же лицам, если
у нас нет индустрии. У нас нет индустрии набора артистов, нахождения
новых кадров, выставление, такой же был отсев и там, в то время,
только была огромная поляна, где эти люди выходили и показывали
себя.
В. РАММ – Да, сейчас как черт из табакерки, раз – Буслов, раз –
Звягинцев, т.е. совершенно случайные, хорошие, отличные, но это не
система.
Т. КЕОСАЯН – Да, с нашим радиослушателем я абсолютно согласен. Пока что та культура, которую почему-то сейчас усиленно пытаются забыть, кинематографическая, намного сильнее…
К. ЛАРИНА – А вы любите советскую культуру?
Т. КЕОСАЯН – Искренность мне нравится в лучших образцах советской
культуры.
К. ЛАРИНА – В талантливых.
Т. КЕОСАЯН – Конечно. Ведь что значит советская, западная…
К. ЛАРИНА – Ну все равно такое понятие же есть, мы же не будем
делать вид, что его нет, именно советская культура.
Т. КЕОСАЯН – Если мы говорим "Сердце Бонивура", это советская
культура. Если мы говорим "Баллада о солдате", это всемирная
сокровищница.
К. ЛАРИНА – Про это говорили в связи с литературой, что Фадеев – это
советский писатель, а Трифонов – это российский писатель, русский
писатель.
Т. КЕОСАЯН – Если мы говорим "Цемент" Гладкова, то это советская
литература, если мы говорим "Мастер и Маргарита" или мы говорим
"Чемодан" Довлатова, то это все-таки, наверное, мировая культура.
Поэтому в любой стране, при любых тоталитарных режимах… Ну слушайте, латиноамериканская проза, самый тоталитарный режим. Откуда они появлялись? Это тоталитаризм тоталитаризма. Я еще не знаю, где было хуже, здесь или там. И появлялись – Маркес, Борхес и так далее.
В. РАММ – И все-таки какой нам фильм ждать от Тиграна Кеосаяна?
Третий раз задаю вопрос.
К. ЛАРИНА – Это последний раз.
В. РАММ – Не могу добиться ответа.
Т. КЕОСАЯН – Пока что я, правда, болен абсолютно мюзиклом, я не хочу ничего планировать. Я знаю, что в феврале, наверное, я что-то начну снимать, но сейчас я не хочу говорить, потому что сейчас все мысли о том, чтобы не облажаться.
К. ЛАРИНА – Мы не говорим, кто играет в спектакле, в мюзикле?
Т. КЕОСАЯН – Там нет звезд, все набранные люди.
К. ЛАРИНА – Ну назовите хоть героя. Откуда взяли человека, где
нашли?
Т. КЕОСАЯН – Все набор, все кастинг.
К. ЛАРИНА – А образование есть какое-то, это люди профессиональные?
Т. КЕОСАЯН – Конечно, конечно. За три месяца мы не можем
ликвидировать такие пробелы. Мы, конечно, можем все, но не все
сразу.
В. РАММ – Т.е. поет, танцует…
К. ЛАРИНА – И играет.
Т. КЕОСАЯН – Егор Дружинин ставит хореографию, научил, вот я сейчас, кстати, после нашего эфира поеду сразу же отсматривать сцену
аукциона.
К. ЛАРИНА – Я сейчас хочу объявить наших победителей. Клип "Посмотри мне в глаза", это Наталья Ветлицкая, красивая женщина.
В. РАММ – И замечательная была массовка.
К. ЛАРИНА – Я совершенно не помню этого.
В. РАММ – А я помню.
К. ЛАРИНА – Песню помню, а что было в картинке, не помню совершенно.
В. РАММ – Мне как раз запомнились. Я тогда жила во Владивостоке…
К. ЛАРИНА – Это не там, где она валялась на эскалаторе?
Т. КЕОСАЯН – Нет, упаси господь, это новое время уже, я к таким
вещам отношусь жестко.
В. РАММ – Было просто поразительно. Потому что всегда были
официальные лица, сухие лица, а здесь живые глаза, красивая одежда.
К. ЛАРИНА – Называю наших победителей.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
К. ЛАРИНА – Мы завершаем нашу программу. Я очень рада, что у нас
сегодня был Тигран, мне очень приятно было с ним познакомиться в
эфире. Приходите.
Т. КЕОСАЯН – Спасибо.
К. ЛАРИНА – Легко и как-то очень быстро. Мне кажется, много важных
вещей было произнесено в этом эфире. Спасибо.
Т. КЕОСАЯН – Единственное, что я и вправду перепутал, "Евангелие от
Матфея" снял Пазолини. Это правда.
В. РАММ – Я постеснялась исправлять в эфире.
Т. КЕОСАЯН – Вот надо было исправлять, потому что уже смешалось.
Извините.
К. ЛАРИНА – Спасибо.
Т. КЕОСАЯН – Спасибо вам всем.