На правах рекламы:

справки в бассейн Курская (Арбатско-Покровская)

Аддералл купить в аптеке в Москве



Великие комбинаторы Удастся ли компании «Русский мюзикл» создать Бродвей в Москве?

Екатерина Винокурцева

Начавшийся в России четыре года назад бум на мюзиклы закончился провалом большинства постановок. Но продюсеров спектакля «12 стульев» это не смущает. Александр Цекало и его компания намерены не только вернуть вложенные в проект $3,2 млн, но и поставить производство российских мюзиклов на поток.

Мода на мюзикл в Россию пришла в 1999 году, когда на сцене театра «Московская оперетта» состоялась российская премьера «Метро». До него были музыкальные спектакли Марка Захарова в «Ленкоме», «Волосы» Стаса Намина и другие проекты. Но все эти постановки либо не позиционировались как мюзиклы («Юнона и Авось» или «Трехгрошовая опера»), либо не имели того успеха, который обрушился на «Метро» («Волосы» или «Бюро счастья»).

В 2001 году продюсерская компания «Линк» запустила «Норд-Ост». Основное финансирование – около $3 млн – велось за счет кредитов и спонсоров. «Норд-Ост» первым выполнил важнейшее условие, диктуемое форматом мюзикла, – ежедневный показ. Продюсеры «Норд-Оста» планировали, что за два года работы в таком режиме мюзикл не только окупится, но и начнет приносить прибыль. Захват террористами заложников в здании на Дубровке стоил жизни не только 120 зрителям «Норд-Оста», но и самому спектаклю.

2002 год ознаменовался настоящим бумом на мюзиклы. По итогам года объем рынка составил $24 млн. Весной компания Metro Entertainment поставила в Москве «Нотр-Дам» ($4 млн), а «Росинтерфест» привез в Москву «Дракулу» ($2,5 млн). Осенью Борис Краснов запустил в Москве «42-ю улицу». Именно Краснову принадлежит идея создать «Бродвей в Москве» – так, собственно, и называлась компания, организовывавшая появление в столице первого аутентичного нью-йоркского шоу. Инвестиции в проект составили $11 млн. Осенью же 2002 года в Москве появились афиши мюзикла «Чикаго» (Philip Kirkorov Production, $5,5 млн). А в конце года состоялась премьера «Иствикских ведьм» (Musical stage production, около $4 млн).

Из стартовавших в прошлом году мюзиклов пока продолжают идти лишь «Нотр-Дам» и «Иствикские ведьмы». Оценивать успех последнего еще рано: из 320 отведенных по лицензии спектаклей сыграно пока только 70. Впереди у мюзикла гастроли по стране. Но эксперты считают, что «Иствикские ведьмы» вряд ли выйдут на уровень прибыльности. «Нотр-Дам» же, по подсчетам «Ко», себя окупит.

Печальной оказалась судьба «42-й улицы». Самому дорогому российскому мюзиклу не повезло прежде всего с днем рождения: премьера состоялась за десять дней до захвата заложников в театре на Дубровке. «42-я улица» отыграла лишь четверть от запланированного срока (2,5 месяца). Проект Филиппа Киркорова просуществовал чуть больше – 8 месяцев, но в финансовом плане оказался столь же неудачным.

Несмотря на громкие провалы этих весьма успешных в других странах мюзиклов, в конце 2003 года в России готовятся к постановке еще несколько подобных спектаклей. Компания «Русский мюзикл», постановщик «12 стульев», предпринимает очередную попытку сделать этот бизнес прибыльным.

Концессионеры

Идея создания компании «Русский мюзикл» принадлежит Александру Цекало, актеру, телеведущему, исполнительному продюсеру канала СТС и мюзикла «Норд-Ост». «В день своего сорокалетия (март 2001. – Прим. «Ко») я решил поставить перед собой новую цель, – рассказывает Цекало. – И как-то сама собой возникла идея создания мюзикла по всем знакомому роману «12 стульев». Весной 2002 года я поделился своими планами с режиссером Тиграном Кеосаяном и Дмитрием Богачевым (на тот момент коммерческим директором «Норд-Оста»)». Уже летом композитор Игорь Зубков и поэт Александр Вулых начали работу над музыкой и текстами песен. Последним был готов номер «Редакция» – он был написан за месяц до премьеры «12 стульев» (7 ноября).

Как следует из названия компании, Цекало, Кеосаян и Богачев делают ставку на литературные сюжеты и нелицензионную постановку. До сих пор подобной стратегии придерживался только «Норд-Ост». Все остальные мюзиклы – лицензионные. Впрочем, пример «Норд-Оста» показывает, что этот путь эффективен: если бы не октябрьская трагедия 2002 года, «Норд-Ост» мог бы стать первым действительно успешным российским проектом такого рода. До захвата заложников в здании на Дубровке было дано 311 спектаклей, каждый из которых принес создателям около $20 000 (всего $6,2 млн). Первоначальные инвестиции в «Норд-Ост» составили примерно $3 млн. Операционные расходы мюзикла были, по словам Цекало, огромными. Тем не менее он считает, что если бы спектакль продолжал жить, то уже в марте 2003 года (то есть через полтора года существования) он начал бы приносить прибыль.

Основным инвестором компании «Русский мюзикл» стала корпорации «Российские высокие технологии» (РВТ). РВТ занимается различными видами бизнеса: строительным, транспортным, производством медицинского оборудования. По словам президента компании Константина Старокожева, инвестировать в шоу-бизнес он никогда не собирался. Главной причиной его участия в проекте стало желание создать русский мюзикл. Создать прибыльный русский мюзикл – задача максимум. «Бродвейские спектакли приносят доход своим создателям уже несколько десятилетий, – говорит Старокожев. – Когда-нибудь так будет и в России. На прибыль с мюзикла «12 стульев» я не рассчитываю. Дай бог, чтобы деньги вернулись».

Себестоимость «12 стульев», по словам Цекало, на данный момент составляет $3 млн. Вернуть эти деньги своему инвестору «Русский мюзикл» надеется через 9 – 12 месяцев. «К мюзиклу как бизнесу до сих пор многие относятся скептически, – говорит Цекало. – Но пример «Норд-Оста» показывает, что русский мюзикл может быть коммерчески успешным».

Хотят ли русские… мюзикл?

Потенциальная аудитория «12 стульев», по расчетам «Русского мюзикла», составляет порядка 300 000 человек. «По нашим данным, в Москве живет где-то миллион «театралов», то есть тех, кто хотя бы раз в год обязательно посещает театр, – говорит Цекало. – Наша задача сделать так, чтобы 20% этой аудитории посетило наш мюзикл. Остальные зрители – туристы. На Бродвей ходят в основном туристы, ньюйоркца затащить на такой спектакль гораздо сложнее. Я, например, отсмотрел 70 мюзиклов, а из моих друзей, живущих в Нью-Йорке, редко кто видел хотя бы два».

Конкуренты советуют Цекало на туристов особенно не рассчитывать. По официальным данным, в России их число в 2003 году составит 23,4 млн человек (для сравнения: Нью-Йорк ежегодно посещают около 35 млн человек). «Такого количества туристов, желающих посетить мюзикл, как в Нью-Йорке или Лондоне, в Москве нет, – уверена Татьяна Огородникова, продюсер «Иствикских ведьм». – В России, для того чтобы стать успешным, мюзикл должен либо ездить по стране, либо на одной площадке показывать параллельно несколько спектаклей. Создать мобильную версию очень сложно, поэтому мне наиболее экономически выгодным представляется второй вариант».

Борис Краснов одной из причин закрытия «42-й улицы» считает трагедию «Норд-Оста». Цекало убежден, что на посещаемости «12 стульев» это событие не отразится. «Наши исследования показывают, что спрос на развлечения снизился только в первые дни после трагедии на Дубровке, а потом начал расти», – говорит Александр Цекало.

Татьяна Огородникова оценивает последствия провала нескольких постановок и теракта в «Норд-Осте» по-другому. «Интерес зрителей к мюзиклу не просто снизился, мы практически начинаем все с нуля, – говорит Огородникова. – По моим ощущениям, россиянам не нравится само слово «мюзикл». Если бы у нас не было обязательств перед владельцем лицензии, мы бы ни за что себя так не позиционировали».

Игра на вылет

Несмотря на все сложности, Константин Старокожев своим первым проектом в шоу-бизнесе удовлетворен. «На нас уже выходили представители театров из нескольких городов России, с которым мы начали вести переговоры о возможности продажи лицензии на право постановки мюзикла «12 стульев», – рассказывает Старокожев.

Доволен мюзиклом и его генеральный спонсор – группа компаний «Вестор», водочный дистрибутор и производитель водки «Политбюро». По данным «Ко», бюджет «Вестора», направленный на поддержку спектакля, составил не менее $800 000. Татьяна Савинова, вице-президент компании по маркетингу и продажам, считает, что «12 стульев» ждет успех. «Русский мюзикл» уже вынашивает планы по созданию следующего проекта, и мы, возможно, будем в нем участвовать уже не только как спонсоры», – отмечает Савинова.

Сторонние эксперты и конкуренты оценивают перспективы «12 стульев» и вообще «Русского мюзикла» не столь однозначно. Дмитрий Неткач, глава продюсерской компании Netkach network, работающей на рынке развлечений, считает, что Цекало и его компании удастся избежать ошибок провальных мюзиклов и повторить то лучшее, что было в «Норд-Осте». «Главной ошибкой «Чикаго» и «42-й улицы» была маркетинговая, – полагает Неткач. – Мюзикл – массовое зрелище, а выбор места, ценообразование и маркетинговая политика этих двух спектаклей характеризовали его как дорогой, чуть ли не эксклюзивный продукт. Кроме того, и «Чикаго», и «42-я улица» инсценировали американские истории, незнакомые российскому зрителю. Учитывая, что мюзикл сам по себе является новым для российского рынка явлением, у зрителя возникало слишком много разных ассоциаций, а PR-кампании недостаточно четко разъяснили, что эти сюжеты могут быть интересны в любой стране». По мнению Неткача, успех лицензионных «Нотр-Дама» и «Метро» связан с тем, что они, во-первых, не позиционируются как массовое зрелище (идут в здании театра, не ежедневные показы, дорогие билеты), а во-вторых, поставлены по знакомым сюжетам (особенно это касается «Нотр-Дама»).

Александр Вайнштейн, один из продюсеров мюзиклов «Метро» и «Нотр-Дам», считает, что появление на только зарождающемся рынке мюзиклов еще одного проекта не может не радовать. Впрочем, перспективы «12 стульев» Вайнштейн оценивает сдержанно. Еще один конкурент «Русского мюзикла» считает, что на отечественном рынке нет специалистов, способных создать мюзикл, соответствующий мировым стандартам. «По моим ощущениям, люди на «12 стульев» ходить не будут», – делится своими впечатлениями о новом проекте продюсер одного из мюзиклов, пожелавший остаться неназванным.

С точки зрения бизнеса «12 стульев» оказались исполнены достаточно грамотно: Цекало удалось избежать многих просчетов своих предшественников. Место для постановки спектакля выбрано хорошее, цены на билеты можно определить как средние (300 – 1500 руб.), сюжет постановки знаком российским зрителям. Вот только культурным событием, которое нельзя не посетить, «12 стульев», похоже, не стали. Теперь судьба первого проекта «Русского мюзикла» будет зависеть от рекламной кампании, отзывов первых зрителей и, конечно, креативности конкурентов. А их, по оценкам продюсера «Иствикских ведьм» Татьяны Огородниковой, в ближайшие два года у «12 стульев» появится еще с десяток.

Источник: "Компания"-Деловой Еженедельник