Тигран Кеосаян: Надо будет,и $45 млн. найду
Папу Тиграна Кеосаяна массовый зритель помнит по трилогии о "неуловимых мстителях". Сам Тигран не мучился вопросом "кем стать?" и тоже стал режиссером. Теперь его знают по киносказкам "Бедная Саша", "Ландыш серебристый", "Президент и его внучка". Год назад состоялась телепремьера 8-серийного фильма Тиграна о чеченской войне "Мужская работа". А сейчас "Россия" показывает "Мужскую работу-2"...
Ради "Мужской работы" отказался от проекта с большим бюджетом.
- Вы с
Цекало вроде начали писать продолжение "Неуловимых"...
- Начали. А потом я отказался. Лучше уже не получится, атмосферу
ту не передашь. И зачем тогда огород городить?
- Думаю, многих своих почитателей вы удивили "Мужской работой".
Тигран Кеосаян повзрослел и не будет больше снимать сказки?
- Елки-палки, я в тот момент как раз отказался от очередного
подобного проекта - костюмного, начала века и, кстати, с большим
бюджетом. Но мне интересно разное кино. И вот пожалуйста, народ
проголосовал за "Мужскую работу": было продано порядка
50 тысяч дорогих, из двух частей кассет.
Нереальное количество! До сих пор для сериалов максимум был
12 тысяч.
- Как оценило работу государство?
- Наверное, хорошо, раз я еще не сижу в Бутырках. Тьфу-тьфу-тьфу...
- Ваша мама рано и довольно удачно начала актерскую карьеру,
но, выйдя замуж за восточного мужчину, посвятила себя дому,
детям...
- Отец не настаивал. Даже сказал: "Делай, что хочешь".
А мама действительно потрясающая актриса. После первого курса
училища ее уже приглашали на роли в лучшие академические театры
страны. Но они с отцом очень скоро поженились, и
она, зная папин характер, добровольно посвятила себя семье.
Со стороны удачливой актрисы это, конечно, подвиг.
- Она переживала?
- Думаю, да. Но мама была мудрой женщиной и никогда не показывала
переживаний ни отцу, ни нам с братом. Ездила с папой в экспедиции,
снималась в его фильмах...
- Я видела фотографии вашей мамы в молодости. Мне кажется, ваша
жена Алена удивительным образом на нее похожа...
- Ха-ха... Ну, есть что-то...
- И ведь истории их жизни похожи. Алена в 18 лет снялась в главной
роли в "Сердцах трех", потом в Ленкоме в очередь с
Еленой Шаниной играла Юнону. Но, забеременев, ушла из театра.
- Все так. Но она же, извините за жаргон, не похерила себя.
Просто не сходила с ума по театральным ролям.
- Зато в кино у нее сейчас, по-моему, очень хороший период.
В том, что вы
снимаете жену в своих фильмах, но чаще в ролях второго плана,
есть особый смысл?
- Она красивая, яркая женщина. И проще всего дать ей роль именно
красивой, яркой женщины. Героини-то в кино, как правило, несчастные,
покалеченные жизнью. У Алены в этом смысле с лицом не сложилось.
Вот и играет чаще всего
стерв. Но если будет подходящая главная роль, я дам ее Алене.
И разговоры типа "он все время снимает жену" мне абсолютно
по барабану. Так вышло, ребята: моя жена - талантливая актриса.
Правда, и огребает она больше других.
- Вы ревнуете ее к другим режиссерам?..
- Скорее это ревность не к человеку, а к его работе. Но пока
не было случая, чтобы, посмотрев "чужой" фильм с Аленой,
я воскликнул: "Ах!"
"Лез в коммерцию, и мне часто давали по шапке"
- Кстати,
наверняка, когда вы приглашали Надю Михалкову в картину "Президент
и его внучка", Никита Сергеевич тоже ревновал. Я вообще
не понимаю, как он отпустил любимую дочку к другому режиссеру.
- Думаю, без ревности не обошлось. Но я нашел нужные слова.
(Смеется.) Снял фильм и сказал Михалкову спасибо. А он поблагодарил
меня за то, что я убедил его: Надю можно снимать в серьезных
ролях.
- Вы, кажется, подружились с Надей во время съемок.
- Да, и продолжаем созваниваться. Надька потрясла меня! Талантом
- понятно, но еще тактом, умом, пониманием ситуации. Я знаю,
каково работать с ребенком с такой сложной фамилией. А ее все
в съемочной группе обожали!
- Может, потому и обожали, что...
- Не-е! Ну, какой осветителю дяде Ване толк прогибаться? Да
хоть бы у Нади Владимир Владимирович Путин был папой. Эти старики
мосфильмовские, которые видели Пырьева, Александрова... Ну что
им с того?
- Вы однажды проговорились, что во время съемок посылали Надю
за сигаретами. Сомневаюсь, что Михалкову это понравилось бы.
- Да он знает... Действительно, мы сидели в машине, было жутко
холодно, а человек, который должен заботиться о режиссере, не
позаботился. Ну кого послать за сигаретами? "Надюш, сгоняешь?"
- "Щас, дядь Тира". И ее уже след простыл. Она убежала,
а я за голову схватился: "Главную героиню! Ночью! В
ларек!.." Но Никита Сергеевич все правильно понял.
- Это верная цифра - вы сняли 114 клипов?
- Сейчас уже больше.
- Но это же конвейер!
- Не-е!.. Что значит - конвейер? Я с 1988 года этим занимаюсь.
Но теперь - все. Гурцкая - единственный клип за год, в перерыве
между фильмами. Вот вы говорите: 114 работ. А откуда они взялись?
Из банального поиска заработка.
- Зарабатывая на клипах и рекламе, вы вряд ли бедствовали. Но
в тот же период левачили на машине. Что-то не сходится...
- Левачил потом. Когда снял первый фильм "Катька и Шиз".
После клипа "Посмотри в глаза" Ветлицкой, мы с Федей
(Бондарчуком. - Т.П.) были на гребне успеха. Но я уже хотел
делать настоящее кино, сделал его и за этот год выпал
из всех тусовок.
- Кино не принесло денег?
- А я туда и не шел за деньгами. Клип, который мы сняли и смонтировали
за три дня, принес мне 85 процентов той суммы, что я получил
за год работы над фильмом. Не так страшна потеря в деньгах,
как потеря в связях, в накате. Хотя полгода я действительно
жил трудно. Настолько, что в какой-то момент
понял, что пора наниматься к кому-то на работу. У Федьки уже
был "Арт-Пикчерз", Гоша Меклер с Мишей Хлебородовым
создали "Рэд-видео". Ну что было делать-то? Дай Бог
здоровья Гоше и Мише, которые дали мне возможность перебиться
и у которых я сделал 2 или 3 работы... Потом уже у меня появилась
своя фирма, мы выпустили первый клип "Транзитный пассажир"
Аллегровой. 10 лет прошло. Елки-палки!..
- Допустим, с клипами и рекламой вы меня убедили, это был не
конвейер. Но вы и 4 фильма сделали за 4 года!
- Режиссер должен каждый год снимать.
- Отчего же другие по 5-10 лет работают над одной картиной или
просто годами ничего не снимают? Вам так фартит?
- Это тоже, конечно. Никто не знал, что "Бедная Саша"
получится такой, какой она получилась. Все было против этого.
А потом, мужчина должен пахать. Я тыркался по разным местам,
лез в коммерцию - и мне часто давали по шапке. Господь, думаю.
А когда занимался своим делом, все получалось. Вы думаете,
что великие Андрей Арсеньевич Тарковский, которого я в детстве
часто видел у нас дома, или Григорий Наумович Чухрай (царствие
небесное обоим) заранее планировали: "Вот сейчас сниму
на века"? Да упаси Господь! Каждый их фильм
был всего лишь единицей на студии. Они должны были кормить семьи.
Как и Кеосаян-старший, и другие. Но так как Бог дал им больше,
чем остальным, то и получались "Андрей Рублев", "Баллада
о солдате", "Неуловимые", "Летят журавли"
Калатозова, "Судьба человека" Сергея Федоровича Бондарчука...
А то, что происходит сегодня, меня очень пугает. Любимейший
мною Герман. Великий режиссер великих фильмов "Проверка
на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин". Я любому
критику этих картин, если не хватит слов, горло перегрызу. Но
сложилась, на мой взгляд, нехорошая тенденция. Вроде бы: а давай-ка
я при
жизни буду мастырить себе монумент. А как его мастырить-то?
Ну, буду снимать кино лет 8. Чтобы все его 8 лет ждали, понимаешь.
- Если вы о "Хрусталеве", там, мне кажется, даже не
8 - побольше срок будет...
- Чаплин мог себе позволить сделать 589 (!) дублей передачи
цветка слепой девушке, а потом уехать в Альпы и думать. Он тратил
свои деньги! Но главный-то вопрос: что на выходе? "Огни
большого города" или "Хрусталев, машину!"?..
- А мнение о "Хрусталеве" у вас какое?
- О-о... Тяжелое. Может, раскрываю профессиональную тайну, но
у меня есть ощущение, что просто произошел брак по звуку, который
потом от безысходки был выдан за творческий ход.
"Я матерщинник, но в фильмах мата не будет"
- Может,
вы работаете быстро потому, что не замахиваетесь на миллионы
долларов, делая среднебюджетные картины? У Германа, помнится,
все время были проблемы с деньгами.
- Замахиваться надо от возможностей. Смотрели "Мужской
стриптиз"? Хорошая картина? Мне очень нравится: трогательная,
с английским юмором. Так вот, стоила она миллион долларов, а
принесла в прокате порядка 200. Вопрос не в том, замахиваешься
или нет. Я делаю то, что мне интересно. Будет интересно
поставить балет - пойду поставлю. Нагло сказал, да?
- Есть немножко. А все-таки, если бы у вас были пресловутые
45 миллионов долларов?
- Во всяком случае, "Сибирского цирюльника" не стал
бы снимать. Я очень себя люблю и не хочу умирать на площадке.
Речь же о другом. Вот "Баллада о солдате" - дорогой
фильм? Конечно, нет. Так при чем тут бюджет? Это испорченное
восприятие кинодействительности: было бы у меня столько-то
миллионов, я бы снял ТАКОЙ фильм!.. Есть у тебя что-то под шапкой,
сказать что-то хочешь? Или снимаешь, чтобы деньги освоить? Не
мог Никита Сергеевич не снять "Цирюльника". Когда
я не мог не поставить спектакль, то тоже нашел деньги. Надо
будет - и 45 миллионов найду.
- О чем вы никогда ни за какие деньги не снимете кино?
- Нельзя зарекаться. Но уверен, у меня не будет в фильме мата,
хотя я матерщинник. Герои не будут убивать в реальном времени
животных, как сжигали корову у Андрея Арсеньевича. И мне неинтересна
тема наркомании. Она может быть затронута, но снимать кино о
медленном угасании жизни вряд ли буду.
- Простите, Тигран. Что вы делали на компьютере все время, пока
мы разговаривали?
- Почту смотрел, последние матчи NBA, NHL. Но, кажется, это
не мешало нам?..
Беседовала
Татьяна Петрова.
Источник: СОБЕСЕДНИК (? 49 за 2002 год)