В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Т.
Кеосаян – режиссер
Эфир ведет Ксения Ларина
К. ЛАРИНА
– Начинается наша телевизионная радиопрограмма. В гостях у
нас сегодня Тигран Кеосаян, режиссер, продюсер, член жюри
телепроекта "Народный артист". Тигран, добрый день. Как вы
понимаете, "Народный артист" только повод для нашей встречи.
Я очень
люблю общаться с Тиграном Кеосаяном, повод мне не важен, признаюсь
честно. Но я не ожидала, что будет такой ажиотаж, когда мы
заговорили про "Народного артиста". Тигран, вы видели как тут
наши
звукорежиссеры волнуются за различных персонажей из этого проекта.
Есть талантливые люди действительно там?
Т. КЕОСАЯН - Вы понимаете, во-первых, мне доставляет большое
удовольствие опять придти на "Эхо Москвы", это не комплимент,
это
правда. Есть ли там талантливые люди, конечно есть. Но вы понимаете,
как, талант он ведь требует подтверждения. Нуждается в
подтверждении. А это дело времени, мы правда поездили по стране,
наверное не по всей, но по крайней мере захватили самые основные
регионы страны. И выбирали на совесть. Не на страх, а на совесть.
Лариса Долина и Антон Камолов, и Женя Фридлянд и я мы делали это
честно абсолютно, это была абсолютно честная работа. Но это авансы.
А что там получится
на выходе, потому что я хотел бы всех
предупредить и я предупредил об этом и предупреждаю до сих пор
ребят-конкурсантов, оставшихся и тех, которые были, и десятку,
тридцатку, когда была тридцатка по десяткам разбита, что ребята, не
обманывайтесь, это все вранье по большому счету. В инкубаторе звезд
не выращивали никогда. Может быть, звездочек, и на Западе, но не у
нас. Поэтому, наверное, они талантливые, они обладают точно
абсолютно чем-то, что их отличает от той огромной армии 20-25 тысяч,
которые приходили
на этот конкурс пробиваться в разных городах. Это
точно.
К. ЛАРИНА – Кстати, я в последнее время не смотрю, но зато я
смотрела отборочные туры, передачи самые интересные. И, конечно, это
напоминает поступление в театральный институт, те же самые проблемы,
амбиции у многих. Многие считают себя в буквальном смысле уже
народными артистами. И понятно, почему так подобрано жюри, почему
там есть и представители вокального цеха, и драматического и то, что
называется шоу-мэном, что Антон представляет и режиссерского. И
все-таки вы сказали, что в инкубаторе звезд не выращивают. А дальше
этот инкубатор продолжится для них?
Т. КЕОСАЯН - Этим будет заниматься Женя Фридлянд, он должен, он
продюсер, поэтому он председатель жюри, ему жить, ему жить.
Насколько я знаю, у
него есть какие-то виды на разных людей из
десятки выбывших и не выбывших, и, конечно же, на ту единственную
звезду, пока в кавычках, которая выберется в результате этого
конкурса. На мой взгляд, в этой десятке были люди, которых забывать
было бы не след.
К. ЛАРИНА – Потому что голоса роскошные. Даже если сравнить с так
называемыми профессионалами, которые сегодня выступают…
Т. КЕОСАЯН - Какой
голос был у Шарля Азнавура, есть, и какой был у
Марка Бернеса…
К. ЛАРИНА - Или у Фрэнка Синатры.
Т. КЕОСАЯН - Никакой. Но почему они гении в этом же жанре, кстати.
А
если вы зайдете на вокальное отделение ГИТИСа, Консерватории, ЦМШ,
Гнесинки, вы с ума сойдете от голосов. Голоса – это не все. Это все
время пытаюсь доказать, спорю с Ларисой Долиной. Голос – это очень
важно, но история знает людей и примеры и достаточно частые, когда
без великого
голоса люди становились артистами. Артистами эстрады,
вокального жанра. И с голосами пропадали и где и куда… Поэтому для
меня голоса, честно скажу, не самое главное.
К. ЛАРИНА – Вы вспомнили замечательные имена людей, для которых
вокал было не главное, а главное артистизм, обаяние личности.
Шульженко тоже можно вспомнить. А сейчас такие есть люди?
Т. КЕОСАЯН - Нет.
К. ЛАРИНА – В том-то и дело. Либо без голоса и всего остального,
либо с орущим звуком.
Т. КЕОСАЯН - Получается такая ерунда, что на пустом месте не на
унавоженном месте, не вырастает ничего, должна быть преемственность.
И когда как-то на встрече с ребятами я произнес, помните как само
собой разумеющееся, назвал вот те же имена Марк Бернес, я вдруг с
ужасом обратил внимание, что люди не знают кто это. Я вам серьезно
говорю, они не знают. Я себя не причисляю к категории пожилых людей
или взрослых
людей. Немолодой, не пацан. Но ну не знаю, это норма.
К. ЛАРИНА – А кого они знают?
Т. КЕОСАЯН - Вот это мне стало уже неинтересно, после того как
я
понял, что этого они не знают. Значит, к чему тянуться или у кого
брать, тут уже все размыто. Это некий образовательный ценз, который
последние 10-15 лет по новому летоисчислению, на мой взгляд,
снивелировался, немножечко достиг плинтуса. Это очень грустно,
потому что я понимаю, что с нынешней молодежью 18-20 летними
говорить о пионерии, они просто не знают, что это такое. Но ведь
никто не реализовал пока что вклад этих людей, тех же людей, которых
не хочу уже четвертый раз называть. Хотя может быть лишним это не
будет. Азнавур, Бернес, Ян Френкель.
К. ЛАРИНА – В конце концов, они же смотрят то же MTV.
Т. КЕОСАЯН - Вот они и смотрят MTV.
К. ЛАРИНА – Там тоже есть примеры для стремления. Все равно это
есть. Есть профессионализм, а есть бездарность и самодеятельность.
Т. КЕОСАЯН - В их понимании и понимании примитивном, на мой взгляд,
профессионализм – это владение партитурой, знание нотной грамоты,
наличие голоса, конечно, кто в Кокчетаве, в Москве в Сестрорецке или
Бресте предполагал какие-то азы актерского мастерства. Иногда
ужасающе, потому что я это видел, объездив страну с этим проектом.
Вот это называется у них профессиональный уровень. Я боюсь, что
сейчас у большинства это является профессиональным уровнем. Но чтобы
стать артистом, этого мало. Как у женщин говорят: черненькая,
сморщенная маленькая, что отличает ее, делает эту женщину женщиной.
Вот у артистов что-то черненькое, это артист или ремесленник. У нас
такая профессия, что если ты стал ремесленником, лучше
уйти из
профессии. По честному. Вот и все.
К. ЛАРИНА – Я сейчас вас слушаю, и мы возвращаемся к очень важной
теме, насколько время благоприятно для возникновения талантов,
личностей. Очень важный момент - провал во времени, когда все
начинается с нуля. Все началось с меня. Вот по этому принципу
существует очень много не только эстрадных звезд в том числе, но
современных артистов в театре или кино и режиссеров, давайте не
будем лукавить и литераторов. Это такое время мы переживаем.
Т. КЕОСАЯН - Правильно Саша Цекало говорит, что сейчас такое время
пересмешничества. Не смеха, креатива, креатив - это не русское
слово, вдохновения и творчества… И все мы этому подвержены, потому
что этому подвержена публика, в этом нельзя обвинять людей. Потому
что этот слом формации, слом развития какого-то. Был социализм или
то, что называли так, стал капитализм, а, скорее всего то, что
сейчас называют капитализмом. Люди это переживают, они ни в чем не
виноваты. И это рождает некую сиюминутность. Пропитаться,
обезопасить ребенка, потому что во дворе появился маньяк,
продержаться и так
далее. И все это рождает, сейчас, вот именно
сейчас надо быть интересным, не надо думать о вечности, сейчас.
Время жизни в мастерских и писаний в стол… Вот посмотрите был
исторический, его вообще называют истерический съезд
кинематографистов в 1985 году когда всех низвергли. А кино-то
появилось. Оно не появилось, потому что свободе надо учиться. Это я
сейчас говорю такие банальности, я сам себе противен сейчас, ею надо
учиться управлять. С фигой в кармане легче. Мало того, с фигой в
кармане очень легко казаться умнее, чем ты есть на самом деле. В
советское время очень много ходило непризнанных гениев. Произошел
1991, а, скорее всего в кино это произошло в 1985-86 год, и гениям
сказали: снимайте, а гении уже разучились в борьбе с разжиманием
фиги в кармане или сжиманием фиги в кармане, чтобы оставлять о себе
хорошее впечатление. Обманчиво умное впечатление.
К. ЛАРИНА – Но все равно известные профессиональные признанные
звезды, признанные художники, они все равно позволяют себе
расслабиться сегодня, потому что понимают, что да и так пройдет. И
проходит. Меняется, как мне кажется уровень разговора с самим собой,
ради чего ты приходишь в эту профессию. Я сейчас имею в виду
конкретного человека замечательного нашего режиссера Александра
Наумовича Митту. Потому что буквально сейчас прошла в очередной раз
эта "Раскаленная суббота"
его фильм по телевизору, до этого была
"Граница", замечательное крепко сделанное кино. Но когда вспоминаешь
его же фильмы "Гори, гори моя звезда", "Звонят, откройте
дверь", это
какой-то другой разговор.
Т. КЕОСАЯН - Вы знаете, я не думаю, что имею какое-то моральное
право не то, что осуждать, обсуждать. Но может быть это лежит именно
в этой плоскости, не думаю, что в страшном сне Митта мог бы подумать
в 1978 или 1981 году о том, что он когда-то будет снимать сериалы.
Мне повезло в этой жизни, наверное, больше, чем другим моим
коллегам, я с детства был окружен людьми благодаря, конечно, папе и
маме, безумно интересными талантливыми и у меня поэтому, наверное, и
оценка людей и планка очень высокая, когда я начинаю с кем-то
общаться. Да и сам всю жизнь буду стремиться к тем планкам, которые
я видел перед собой. Я вам так скажу, это ужас, беда нашей страны,
именно беда, а не вина Митты, великого Рязанова, великого Данелии…
К. ЛАРИНА – Никиты Михалкова.
Т. КЕОСАЯН - Никита Сергеевич себя нашел
в новых условиях. Поэтому я
говорю о тех людях, которые и старше, чем Никита Сергеевич по
возрасту и об их вкладе в ту еще советскую киноиндустрию, очень
советскую киноиндустрию. Он же был молодым в советское время Никита
Сергеевич. И "Свой среди чужих…", - все это снимал молодой человек.
Так вот, они должны жить на вершине, наверное, большой сверкающей
горы с хорошими горнолыжными трассами замок замечательный, конечно
построенный не на их деньги. Они там должны смотреть и максимум, что
делать – это делиться своим опытом и знаниями с теми, кто хочет этот
опыт и знания взять. А так как есть семьи, то их надо кормить. Эти
люди в тот момент, когда они устали от борьбы в свое время со
сложностями, с цензурой, им приходится работать, снимать. Они,
наверное, лучше бы сидели там, на сверкающей вершине.
К. ЛАРИНА – Мы продолжим наш разговор после выпуска новостей.
.......
К. ЛАРИНА – Чтобы завершить серьезную тему, которая в начале
программы нас одолела, я хочу вас спросить, как вы считаете,
существует ли пенсионный возраст для человека, который занимается
творчеством, существует ли тот момент, когда ему необходимо уходить,
что бы ни случилось… Или на этот вопрос невозможно ответить.
Т. КЕОСАЯН - Если это относится к управляющим профессиям, если
можно
так назвать в творчестве, это режиссер, композитор, художник,
конечно, пенсионного возраста не существует.
К. ЛАРИНА – А если понимают, что не получается, а как бы надо.
Т. КЕОСАЯН - Понимание прихода пенсионного возраста или долгой
не
встречи с ним или скорой встречи с ним это, наверное, находится в
каждой отдельной голове у каждого отдельного художника. Мы говорим
не о мастеровых и ремесленниках,
о людях, которые были, есть…
Конечно, никто не хочет уходить и никто не любит уходить, но это уже
дело общества, продюсеров, публики, переключить интерес с одного на
другое. Если тебе не интересен художник Налбандян, ты не пойдешь на
выставку картин этого художника, повернешь и зайдешь на Сарьяна,
например.
К. ЛАРИНА – В чем весь ужас, что все налбандяны творят на
государственные деньги в силу прежних заслуг.
Т. КЕОСАЯН - Это все-таки относится к другому времени. Сейчас же
нет
государственных денег, сейчас есть бюджеты мэрии, области или
губернаторские бюджеты. Но это уже не вопрос к этим гениям, к
творцам, это вопрос к людям, которые размещают заказы.
К. ЛАРИНА - Вопросов очень много. Про политику мы сегодня говорить
не будем, нам запрещено. "Вы не хотите кого-нибудь из "Народного
артиста" пригласить в свой мюзикл,
видела "12 стульев", получила
удовольствие, спасибо. Марина Сергеевна".
Т. КЕОСАЯН - Спасибо, что вы получили удовольствие. Я предлагал
в
свое время Леше Гоману еще, когда он никуда не пробивался именно
из-за его открытости и душевной и лица, я не думал, что он пробьется
дальше, честно скажу, потому что он очень волновался. Я сказал
честно искренне, что если ты вылетишь, то я тебя приглашаю. Но он ее
то, что не вылетел, он идет с лидерством. Дай бог здоровья, успехов.
Но мюзикл такая вещь, там уже сбитая труппа, там непросто выйти на
сцену, спеть, выучить арию. Там надо уметь танцевать, знать линейки
ролей. Это сложно очень.
К. ЛАРИНА – Очень много ругаются на вашу супругу Алену Хмельницкую,
которая "снялась в ужасном бездарном сериале "Ундина",
- почему
решила прочитать, потому что много вопросов, - почему она сделала, -
причем подпись такая: Александр, полковник запаса".
Т. КЕОСАЯН - Александр, могу вам сказать и в вашем лице всем другим,
наше новое время породило ужасную вещь – рейтинг. И ничего более
объективного не придумали, чем рейтинг. Я не являюсь адвокатом
сериала, это нормальное и, скорее всего первое в нашей телеистории
"мыло" хорошего качества, хорошо снятое "мыло". Поэтому
ничего
стыдного и зазорного, мало того что я не вмешиваюсь в творческие
дела моей жены, а она не вмешивается
в мои, мы можем советоваться,
но, зная, кто это делал, а делал Юрий Беленький, мне не кажется, что
это плохо. Это лучше многих из вещей в этом жанре. И я бы
поостерегся от каких-то максималистских формулировок типа гениально,
я очень боюсь этих фраз: культовый фильм, гениальная режиссура,
бездарное и так далее. Меня очень поразило в контексте мюзикла
несколько статей вышло, было много претензий на объективность,
только мадам Петухова была назвала Петушковой…
К. ЛАРИНА – Рецензия была?
Т. КЕОСАЯН - Да, действие происходило в Кисловодске, а не в
Пятигорске. То есть знание материала было ниже…
К. ЛАРИНА – "Что будет в дальнейшем с этими ребятами, особенно
с
этой десяткой, которые были просто очаровательны и талантливы?",
-
Татьяна.
Т. КЕОСАЯН - Во-первых, они станут на год старше. Я не знаю, что
с
ними будет, я не нанимался в дядьки и бабки. Я надеюсь, что это даст
им какой-то закал, хороший опыт именно публичности.
Как они с этим
справятся, вот в чем проблема, но об этом мы говорили в первой части
передачи.
К. ЛАРИНА – "Уважаемый Тигран, скажите, пожалуйста, какова
судьба
после вчерашнего конкурса нашего Алексея Чумакова? В Тюмени итогов
"Народного артиста" ждут не меньше, чем итогов выборов",
- Наталья и
Игорь, Тюмень.
Т. КЕОСАЯН - Наташа и Игорь, я думаю, за Лешу можно не беспокоиться,
он уже абсолютно сбитый человек, сбитый не как летчик, имеется в
виду, а внутренне и внешне. Нравственно, морально он подготовленный
к этой жизни человек. Поэтому он свой путь найдет, если уже не
нашел.
К. ЛАРИНА – "Тигран, предлагаю вам в новом году вспомнить
о своей
школе, где вы учились. Пора нам всем встретиться. Вика".
Т. КЕОСАЯН - 23-я спецшкола на Парке Культуры. Не скажу, что я
люблю
эту школу, потому что школа – это единственное место, куда бы я ни
вернулся, вспоминая сейчас все. Но людей, которые со мной учились,
учителей некоторых я вспоминаю с любовью. Недавно был сбор нашего
класса, 20 лет уже прошло, но я заболел, это было 15 числа.
К. ЛАРИНА – Вы в каком году окончили?
Т. КЕОСАЯН - В 1983 году. У нас есть замечательная одноклассница
Ирина Чайкина, которая всех собирает и одно большое подвижничество.
Не смог, но всех поздравляю с 20-летием, всех одноклассников.
К. ЛАРИНА – "Тигран, скажите, где эти ребята живут, на какие
деньги
они живут, кто их кормит. Остались замечательные мальчишки, безумно
жалко, что вылетел Чумаков, у него есть то, о чем вы говорили, он
исполнитель…", - тут обрыв связи, Светлана пишет.
Т. КЕОСАЯН - Они живут в гостинице, в какой, конечно, не скажу.
И то
я это знаю только потому, что я хорошо знаю продюсеров
этой
передачи. Наверное, есть какие-то суточные. Я, честно говоря, не
погружен в эти детали. Не купаюсь в них.
К. ЛАРИНА – "Вы назвали известные имена, но мне кажется, что
Алексей
Чумаков эти имена должен знать".
Т. КЕОСАЯН - Может быть, Леша и знает, я не в курсе, честно говоря.
К. ЛАРИНА – "Когда на ТВ прекратится клонирование передач?
Вся
Россия только петь должна?", - негодует Александра.
Т. КЕОСАЯН - Ну почему? Она еще должна спать и есть. Я не знаю,
не я
занимаюсь клонированием.
К. ЛАРИНА – "Поставить "Фауста" вам не под силу,
а вот развращать
народ всякими мюзиклами вы способны",- пишет Александр.
Т. КЕОСАЯН - Вероятно, тоже полковник запаса. Вы знаете, сколь
будет
сил, буду продолжать это делать, развращать мюзиклами. А "Фауст"
чье
это произведение хотел спросить Александра, ну да ладно.
К. ЛАРИНА – "С удовольствием смотрим сериал "Ундина",
артисты играют
искренне, очень нравится Хмельницкая", - Татьяна Александровна.
Т. КЕОСАЯН - Вот видите, какие полярные мнения.
К. ЛАРИНА – "Как вы относитесь к необходимости создания
квалификационных комиссий за деятельностью современных
представителей шоу-бизнеса бездарных и замены их вашими
представителями вашей десятки". Очень сложный вопрос.
Т. КЕОСАЯН - Нет, очень понятный. Думаю, что Галине лет 15, не
хочу
обижать, может быть, сделал даже комплимент. Потому что, какие там
квалификационные комиссии, не будем серьезно сейчас отвечать на этот
вопрос.
К. ЛАРИНА – "Сумел нам доказать Бернес, петь можно с голосом
и
без",- Анатолий. Спасибо за эту замечательную шутку. Теперь я бы
хотела, чтобы вы несколько слов сказали про "12 стульев", потому
что
в начале очень много было телеграмм по этому поводу, очень многим
людям понравился этот спектакль. У вас ощущение скорее успеха, удачи
или чего-то не получилось?
Т. КЕОСАЯН - Как это может быть у нормального, думающего, я правда,
думающий и нормальный человек, недавно проверялся, ощущение удачи. Я
так думаю, я надеюсь, что все люди моей профессии критически
настроены в первую очередь по отношению к себе, к своим детищам или
детишкам, которые ты выпускаешь, и рожаешь, и выносишь. Поэтому,
конечно, больше критического. Мне очень нравится, когда это вызывает
положительный отклик у зрителей, не буду лукавить или кривить душой,
все мы немножко женщины, эти люди, которые занимаются софитной
профессией. Но надо чего-то доделать, конечно. И потом, знаете, в
Америке все замечательно в этом смысле, там все отлажено, 2 месяца
мюзиклы играются по глубинкам, бостонщина, филадельфщина,
орегонщина, а потом они приезжают в Нью-Йорк, уже обогащенные
знаниями. Не всегда же то, что интересно тебе, интересно публике.
Например, я с ужасом вдруг понял одну страшную вещь, что у нас в
мюзикле в начале самом первое появления Бендера, когда мы даем
маячок, знак, сигнал о том, что здесь будет немножечко по-другому, и
знаменитая фраза: дядь, дай 10 копеек, и мы ее вкладываем в уста
Бендера, Бендер говорит: пацан, дай 10 копеек. И пацан говорит: а
может тебе, дядя еще и ключ от квартиры дать, где деньги лежат. Я
смотрю все спектакли, а их было уже больше 20 и я вижу, что ну эту
фразу, которая вызывала реакцию, когда ты читаешь своим, человек 6
реагируют, я думаю: а почему, да потому что другие не знают этой
фразы. Равно как фраза, которая нам казалась очень сочной: "разве
"Нимфа" кисть дает?". Мы все ее знаем. Не понимают, что
такое нимфа,
просто потому что, а что, это за фраза, говорят – какая нимфа-то,
что за кисть?
К. ЛАРИНА – Надо написать либретто.
Т. КЕОСАЯН - Либретто написано.
К. ЛАРИНА – В программке написано?
Т. КЕОСАЯН - В этом смысле. Я к тому говорю, что зритель вносит
коррективы…
К. ЛАРИНА – Я спектакль не видела, надеюсь посмотреть…
Т. КЕОСАЯН - Когда же, пойдемте поскорее сегодня.
К. ЛАРИНА – Я начиталась всяких рецензий. Но я так понимаю, что
это
спектакль необязательно для тех, кто роман читает, возвращаясь к
вашей претензии. Можно, не читая, придти получить удовольствие.
Т. КЕОСАЯН - Я надеюсь.
К. ЛАРИНА – А вот вредно, наверное, тем, кто хорошо его знает.
Т. КЕОСАЯН - Вредно людям, которые не знают роман, но, например,
очень хорошо знают фильмы. Хотя фильмы по роману и сняты очень
подробно. Не в этом дело, главное, чтобы люди приходили, у нас новый
абсолютно взгляд, он грустный, смешной, веселый. Единственное, что
не сатирический. Нам хихиканье и хохот в голос немножко были
неинтересны и остаются неинтересными.
К. ЛАРИНА – Это же сатирический роман.
Т. КЕОСАЯН - А мы попытались сделать несатирическим мюзикл.
Ироничным, потому что на наш взгляд пора посмотреть на то время,
правда, нас десятилетиями приучали хохотать, издеваться, ухмыляться,
саркастически кривить губы, давайте посмотрим на то время, а это
время - время наших дедушек, бабушек, я сейчас говорю не о
социально-политической картине и палитре общества того времени,
упаси господь, но давайте на то время посмотрим с иронией и закроем
эту страничку.
К. ЛАРИНА – Никогда не говори никогда.
Т. КЕОСАЯН – Закроем, в каком смысле, что давайте смотреть на
прошлое, как смотрят французы. Помните, мы говорили, что Робеспьер и
Людовик эти памятники стоят недалеко друг от друга.
К. ЛАРИНА – Это было очень давно.
Т. КЕОСАЯН – Неважно, когда это было.
К. ЛАРИНА – Сейчас еще представители того поколения живы.
Т. КЕОСАЯН - А Дзержинского уносить с Лубянки, на мой взгляд,
неправильно, это неуважение к себе. Пусть тогда стоит как символ
того, что это было. Было. И пусть будет памятник Сахарову, и пусть
будет памятник Дзержинскому и пусть будет памятник Горбачеву и
Ленину. Это наша история равно как Ивану Грозному и Петру Первому.
Это наша история, мы должны уважать историю, тогда мы будем уважать
себя. А переписывать историю как в советское время по сравнению с
царской Россией 1913 года, помните. История началась не в 1913-м, не
в 1917-м, не в 1985, не в 1991, и конечно не в 2000, история
началась давно.
К. ЛАРИНА – Я абсолютно с вами согласна, но не стоит забывать о
том,
что мы страна языческая и когда вы говорите про памятники, если во
Франции это действительно памятники историческим личностям, то у нас
это знаки, это фетиши для кого-то, идолы, кумиры, а для кого-то
наоборот…
Т. КЕОСАЯН - Проклятье.
К. ЛАРИНА – Ведь когда мы принимали гимн СССР обратно, мы же
говорили на ту же тему со многими людьми, которые защищали это
решение Госдумы, что, ссылаясь опять же на Францию, на "Марсельезу"
кровавую. Но мы же не музыку возвращали, мы возвращали символ.
Т. КЕОСАЯН - Образ жизни. Я вам так скажу, если возвращаться к
памятникам, вы же сами это сказали, мой дедушка в 1937-м был
расстрелян, папа папы, репрессирована вся семья, бабушка и отец в
ссылке вырос. Речь идет о другом, что, убирая тот или иной памятник,
вы корежите или наносите урон какой-то категории или количеству
людей, живущих в обществе. Но если это наша история, то поставьте
этих истуканов, желательно, чтобы они были творчески выполнены.
Только не надо зачеркивать историю, я очень люблю историю, это была
моя страсть, я долго боролся между истфаком и ВГИКом, нельзя
уничтожать историю. Поставьте памятник Гончарову, Горчакову.
К. ЛАРИНА – Но ту историю, которую мы с вами в школе проходили,
она
не имеет никакого отношения к истории.
Т. КЕОСАЯН - Это очень далекая история. Меня не любили очень
педагоги, потому что я уже в 4-м классе знал очень много вещей. Я
читал съезды победителей, все эти книги, тома, они были дома. Папа
их собирал, и я читал все это. Первый съезд РСДРП, третий,
четвертый. Со мной было тяжело очень спорить педагогам.
К. ЛАРИНА – Как-то на серьезные темы нас сносит, начали с красоты,
с
прелести, с эстрадных исполнителей. Игорь пишет, мне очень нравится:
"Тигран, история – это не памятник, а знаки. Она несколько больше,
снос памятника Дзержинскому – это тоже история".
Т. КЕОСАЯН - Но если вы мне только расскажете, что изменилось после
того, как снесли памятник Дзержинскому. История, уважаемые мои
слушатели, я это искренне говорю, это изменение, это эволюция в
сознании людей. И движение, история - это именно это, а когда вы
сносите памятник, да я сейчас не о Дзержинском, не о конкретном
лице, я говорю о любом перелопачивании истории, которой мы были
накормлены от и до за все время советской власти. Так чем же мы
лучше, когда в 1991 году сносим Дзержинского от тех, кто сносили
Николая Второго или Александра? Чем мы лучше? Да ничем, значит, не
изменились от того быдла, которое сносило в 17 или 18-м, и взрывали
храм Христа Спасителя. Поверьте.
К. ЛАРИНА – "Ваш папа был большим патриотом, а как вы?"
Т. КЕОСАЯН - Для меня есть некоторые вещи, например, уступить
женщине в общественном транспорте или просто уступить женщине
(хорошо сейчас сказал), я не знаю, не предавать по возможности или
не завидовать. А как можно быть не патриотом, если ты живешь в
стране. Просто патриотизм нынче благодаря нашему большому количеству
партий, лозунгов, по-настоящему фетишей таких, оно немножко стал как
у Маяковского: ветшает, как платье это слово. Стыдно иногда сейчас у
интеллигентных людей называться патриотами, хотя патриот – это очень
не стыдно, это очень хорошо. Нам надо говорить спасибо в кавычках
тем людям, которые надели на себя эту мантию, не будучи никакими ни
патриотами, а будучи фашистами просто.
К. ЛАРИНА – Наверное, стоит сказать несколько слов о том, что сейчас
происходит в жизни режиссера Тиграна Кеосаяна.
Т. КЕОСАЯН - Происходит сейчас подготовка к запуску сериала, который
я просто для души, для сердца и для друзей и для себя делаю. Это
"Ландыш серебристый".
К. ЛАРИНА – Это сериал уже будет?
Т. КЕОСАЯН - Это будет история совершенно другая, можно считать,
что
первый фильм – это первая история.
К. ЛАРИНА – А Железняк там будет?
Т. КЕОСАЯН - Может появиться. Но это уже была первая история. А
дальше я надеюсь, что летом запущусь. А к концу следующего года
начну съемки про 60-летие Победы над фашистской Германией.
К. ЛАРИНА – Про войну?
Т. КЕОСАЯН - Про войну и это больная тема, это как долг, который
я
обязан отдать и папе, и который во мне воспитали, на мой взгляд,
очень правильно, и Григорию Наумовичу Чухраю с его "Балладой о
солдате"…
К. ЛАРИНА – Это большое кино?
Т. КЕОСАЯН - Да.
К. ЛАРИНА – Расскажите, очень интересно. А сценарий?
Т. КЕОСАЯН - Сценарий Владимира Кунина.
К. ЛАРИНА – Какая-то повесть в основе лежит?
Т. КЕОСАЯН - Это не повесть, это история, которая была заложена
у
него в одной из книг. Там смешная история произошла, мне предлагали
совершенно другую историю кунинскую снимать, я сказал: а у вас есть
такая история. Я не хочу сейчас просто говорить об этом, внутри
книги как бы воспоминание героя. И он прослезился, говорит: это же
моя история. Я говорю: а давайте ее разовьем, историю про войну.
К. ЛАРИНА – То есть факт личной биографии.
Т. КЕОСАЯН - И сценарий уже лежит у меня, это очень сильный сценарий
и тяжелый фильм, поверьте, это не похоже ни на что, что я снимал.
К. ЛАРИНА – Ну дай бог.
Т. КЕОСАЯН - Спасибо.
К. ЛАРИНА – Я желаю вам удачи, спасибо за то, что пришли и сделать
правильный выбор завтра.
Т. КЕОСАЯН – Спасибо, того же желаю всем.
Дата:6 декабря 2003 года
Источник: Сайт: "Эхо Москвы"