Тигран Кеосаян: "Шоу-бизнес — это люди-клоуны"
Бывают
фильмы, которые зрители смотрят по нескольку раз,
и не надоедает. А бывают такие, которые и режиссеры снимают по нескольку
раз, причем тоже с удовольствием.
И то, и другое совпало в картине “Ландыш серебристый”: вышедшая
в 2000 году, она неоднократно показывалась по телевизору, а теперь
ее режиссер Тигран Кеосаян сделал продолжение, которое скоро должно
появиться на канале НТВ. О сериале, шоу-бизнесе и других своих работах
в кино рассказал режиссер Тигран Кеосаян:
— Нам не противно было возвращаться к картине. И мы с Сашей Цекало
и Юрой Стояновым, которые играют в фильме двух продюсеров (замечу,
что тогда, в 2000-м, это были их первые роли в кино), предложили
драматургу Ганне Слуцки, чтобы история продюсеров переходила из
серии в серию. Они кого-то раскручивают, кому-то помогают, кого-то
спасают... И получились 12 самостоятельных фильмов о нашем шоу-бизнесе.
Помимо Цекало и Стоянова в картине по-прежнему играют Алена Хмельницкая
(Ирма), Данила Белых (сын Людвиг) и Валерий Гаркалин (композитор).
А вот вместо Олеси Железняк (Зоя Мисочкина) роли новых героев исполнят
Оксана Фандера, Александр Лазарев-старший, Ольга Аросева, Виктор
Раков, Галина Польских, Сергей Никоненко... Мне было важно сохранить
атмосферу первого фильма, когда было много и грустного, и смешного,
но главное — доброго. Вроде бы никто не старался специально делать,
чтобы получилось по-доброму, но так вышло. Характеры у нас такие.
— За четыре года с момента выхода фильма “Ландыш серебристый” шоу-бизнес
изменился...
— Совсем нет. Люди как получали деньги с концертов, а не от продажи
компакт-дисков, так и получают. Как плохие песни пели, так и поют.
И пользуются теми же технологиями раскрутки и напоминания о своем
существовании — при помощи прессы и телевидения распространяют о
себе разные небылицы. Все это есть в сериях “Ландыша серебристого”.
Что изменилось? Жестче стала жизнь, страшнее? А шоу-бизнес — это
люди-клоуны. Мы — клоуны, и нас изменения — не экономические, которые
затрагивают всех, а политические — будут касаться в последнюю очередь.
— Вы уже второй год участвуете примерно в том же процессе, о котором
рассказывал Ваш фильм “Ландыш серебристый”.
— “Народный артист”?
— Да. Вы — в жюри этого телевизионного конкурса, идущего по каналу
“Россия”. В фильме Вы очень иронично относились к тому, как из провинциальной
девушки делают поп-звезду. А здесь — на полном серьезе ездите по
городам и точно так же выводите на эстраду никому не известных людей.
— Я догадывался, что такой вопрос может возникнуть. Год назад меня
пригласили на проект “Народный артист”. Это как раз совпало с моментом
кастинга к мюзиклу “12 стульев” — тогда мне пришлось просмотреть
две с половиной тысячи человек. Ситуации очень похожие. Но я сказал:
хотелось бы иметь гарантию, что в этом проекте все честно, потому
что иначе своим лицом буду подтверждать какую-то ахинею. Сегодня
я могу с полной ответственностью говорить: там нет ни одного человека,
которого кто-то тащил бы за уши. Хотя выбор, конечно, субъективен:
сначала отбирают судьи, а потом зрители. Мне не нравится название
“Народный артист”. Для меня народные артисты — это Инна Чурикова,
Армен Джигарханян, Евгений Леонов... Звезды ли эти ребята? Нет,
конечно. Им дается шанс развить в себе то, что, как нам показалось,
в них есть. А в фильме “Ландыш серебристый” рассказывается история
девочки, которую взяли два продюсера. А продюсеры ведь порой раскручивают
и безголосых людей. При наличии средств, связей и влияния. Вы, к
примеру, хорошо поете?
— Плохо.
— Вот собрать четверых плохо поющих людей — и вы три месяца будете
“чесать деньги”.
— Верно, что Вы собираетесь снять фильм о войне?
— Да, сейчас идут переговоры с продюсерами. Я всегда мечтал снять
драму. На военном материале это можно сделать лучше всего. Кроме
того, мне важно, чтобы моя девятилетняя дочь знала: была страшная
война, которую мы выиграли. Еще очень хотелось бы снять фильм о
Белом движении. Я с детства увлекаюсь историей. И меня всегда пугало,
что в нашей стране каждый новый правитель зачеркивает все, что было
до него. Никому же во Франции не мешает, что памятники Людовику
XVI и Робеспьеру стоят практически по соседству. А ведь один казнил
другого. Я считаю, не надо убирать памятники Дзержинскому. Просто
рядом должен быть мемориал жертвам репрессий.
— Вы один из немногих, кто делал сериал о чеченской войне. Сегодня,
после событий в Беслане, Вы сняли бы другой фильм?
— “Мужская работа” — это детектив, основанный на реальных событиях.
Он не претендовал на мессианство и нравоучения. Я постарался сделать
его максимально честно, хотя там — как по минному полю. Вопросы
национальных меньшинств меня касаются: я родившийся и выросший в
Москве армянин. Но сознание у меня имперское: мне нравится большая
держава. Поэтому в фильме старался соблюдать баланс. Сейчас я снял
бы другую картину, смысл которой сводился бы к тому, что любую войну
надо прекращать и желательно как можно быстрее.
Ю. Ларина