ОХОТНИКИ ЗА ТАБУРЕТКАМИ
"Метро",
"Норд-Ост", "Чикаго", "Нотр Дам",
"Иствикские ведьмы"… Вот далеко не полный список мюзиклов,
представленных московской публике за последние несколько лет.
И чем дальше, тем их становится все больше и больше.
7 ноября стартовал новый долгожданный проект Александра Цекало
и Тиграна Кеосаяна - "12 стульев". Задолго до премьеры
пресса на все лады анонсировала неслыханное зрелище. 30 июля (за
день до официального начала продажи билетов) и я попала на пресс-конференцию,
посвященную этому мюзиклу. В шахматном клубе Тиграна Петросяна
Александр Цекало, Тигран Кеосаян, продюсеры мюзикла и авторы либретто,
Егор Дружинин, хореограф-постановщик, и Дмитрий Богачев, генеральный
директор компании "Русский мюзикл" рассказывали журналистам
о своих творческих планах. Мне стало интересно, удалось ли организаторам
воплотить в жизнь все свои обещания. Однако по порядку.
Попадая в фойе Московского Дворца Молодежи (на сцене которого
постановка и была запланирована), сразу же погружаешься в удивительный
мир произведения Ильфа и Петрова. Организаторы предлагают зрителям
поучаствовать в знаменитом аукционе. Каждый может назначить свою
цену за возможность вскрыть один из двенадцати стульев. В соответствии
с сюжетом романа под обшивкой одного из них спрятаны бриллианты
мадам Петуховой - тещи Кисы Воробьянинова. Полностью погрузиться
в произведение и не обращать внимания на окружающий мир мешают
суммы, которые зрители готовы выложить ради того, чтобы поучаствовать
в аукционе и симпатичные девушки с очаровательной улыбкой предлагающие
приобрести программку за 200 рублей. Но и об этом забываешь, когда
начинается представление.
Авторы выполнили свое обещание - нежно и деликатно отнеслись к
тексту оригинала. Любители классического прочтения романа не будут
разочарованы. Конечно, жанр мюзикла наложил свой отпечаток на
произведение. Исчезли некоторые персонажи и эпизоды, но сюжетная
канва осталась прежней, однако не всегда бывает понятно, откуда
у двух путешественников Кисы и Оси постоянно появляются деньги,
и какова судьба отца Федора, так как он появляется за все время
действия всего пару раз.
Изменилось и амплуа некоторых персонажей. Например, Киса представлен
не апатичным флегматиком, а энергичным человеком. Он движет сюжет
наравне с великим комбинатором товарищем Бендером. А глуповатая
мадам Грицацуева стала лирической героиней… Однако ее образ далеко
не однозначен. В конце сентиментальной песни-прощания с Остапом
она все-таки вспоминает про ситечко и стул, которые украл ее возлюбленный.
Сам же Остап не всегда циничен и беспринципен. После знаменитого
аукциона, на котором Киса не может заплатить комиссионный сбор
из-за того, что прокутил все деньги, Остап не обвиняет его, а,
наоборот, сочувствует и пытается поддержать компаньона (а, может
быть, и друга) "в минуту жизни трудную".
Хореограф-постановщик проекта Егор Дружинин выполнил свое обещание
и заставил танцевать степ всех героев, начиная от Остапа и кончая
обитателями общежития имени монаха Бертольда Шварца. Танец не
просто украшает и иллюстрирует действие, но и двигает его. Музыкальная
палитра также поражает своим разнообразием. В "12 стульях"
можно найти все от блюза до рок-н-ролла. Причем во время постановки
звучит живой оркестр и ни один номер не исполняется под фонограмму.
И выстрелы, и полеты над сценой, и оригинальные декорации, изменяющиеся
как игрушка-трансформер из дома инженера Щукина в редакцию газеты
"Станок", а из редакции в палубу теплохода "Скрябин"
(причем в мюзикле теплоход носит гордое имя "Активный")
и много, многое другое. Все это приковывает внимание зрителя к
сцене и помогает не обращать внимания ни на то, что актеры проговаривают
текст мимоходом, раскрываясь лишь в вокальных партиях, ни на отсутствие
как такового главного героя, так как все образы достаточно яркие
и выделить на их фоне одного Остапа или Кису невозможно, ни на
отступления от оригинального текста романа Ильфа и Петрова.
Кстати изменения, а точнее добавления, внесенные в текст оригинала,
не всегда в конечном итоге приводят к отрицательному результату.
В финале рассказа о мюзикле просто невозможно не упомянуть о финале
самого мюзикла. Все помнят, что роман заканчивается убийством
Кисой Остапа-Сулеймана-Берты-Марии Бендера. Но мюзикл по природе
своей жанр развлекательный, поэтому трагический конец никак не
вписывается в его структуру. Постановщики нашли весьма оригинальный
способ избавить зрителя от этого саднящего чувства сожаления по
поводу убийства героя. После лирического момента, когда персонажи
во главе с беременной мадам Грицацуевой вспоминают хорошего человека
- товарища Бендара, внезапно появляется сам великий комбинатор
с победоносным кличем: "Командовать парадом буду я!"
В этом-то и выражалась генеральная идея Александра Цекало, высказанная
еще на той далекой июльской пресс-конференции, о том, что Остап
- человек-праздник, он не может умереть, потому что живет в каждом
из нас.
Анастасия Сдвижкова
Источник: сайт "Дом культуры"